Хроники карантина

Сидим уже месяца полтора. На самом деле ништяк – вся семья дома, все со всеми общаются, в игры играют. Я, как наиболее функциональная единица, слегка заебался, но это мое обычное состояние.

Набрал 7 кг веса, который до этого с таким трудом сгонял. При этом на выходных, например, по 12к шагов в день.

Купил два казана, переодически делаю нечеловеческое количество плова. И, почему-то, пицц. И суши. Да, я понимаю связь с предыдущим пунктом, но я же их только делаю, а не ем. Сам я питаюсь эксклюзивно гречкой с тушенкой. Что обидно – жена обзывает узбеком за плов, а вот итальянцем за пиццы чот не торопится. Нужен еще один казан.

Разбирал мастерскую, нашел кучу всего, еще большую кучу всего не нашел. В найденном числится аж две половины коровьей шкуры, одна выделанная, одна не очень. На радостях тут же наделал разных ништяков для заточки бритв и ножей. Сижу, думаю не начать ли шить сумки с кошельками.

Из спорт-магазинов вымели все. Вообще все, Наташ. На месте тренажеров сиротливо стоит гиря на 32кг, а более у них ничего нет. Чувствую, часть народа с карантина выйдет качками.

Из велосипедных магазинов тоже вымели все велосипеды, но я, сука, хитрый, у меня запас. Даже один полностью нераспакованный найнер есть.

В строймагазине обнаружились залежи мербау, причем дешево.

Как узнать что вы дебил? Ну вот, к примеру, если у вас есть коллекция респираторов любых видов, а вы взялись точить мербау грыз-диском без них вообще, то видимо вы все-таки дебил. Почти все экзотические породы дерева раздражают слизистую. Чихал пол-дня, чуть душа не вывалилась.

Туалетная бумага, макароны и рис вернулись назад в природу, но вот какие-то суки до сих пор не могут напечься, из-за чего ни муки, ни чего-то, имеющего отношение к хлебопечению нет вообще.

О помощи государства в Австралии.

Хороший тест сейчас происходит на тему “что государство сделало для меня”.

Ипотека – один звонок в банк, сразу предложили 3 месяца отсрочки всех платежей (без каких либо документов вообще) и после них еще, возможно, 3 месяца если все еще будет потребность.

Налог на землю, все остальное – позвонили сами спросить хуле я не плачу, предложили поставить на холд все платежи. Обещали написать как поставят, денег не взяли.

Электричество/газ – хер знает, еще не спрашивал.

Вода – не спрашивал тоже.

Детский сад – теперь бесплатно.

Пособие – мне не положено, я все еще работаю как черт хер знает сколько часов в неделю, жене обещали 1500$ раз в две недели.

Ну норм, чо. Первые два пункта – довольно серьезные расходы, чуть ли не основные из постоянных. Учитывая, что я хрен знает сколько лет плачу 30000$-40000$ налогов в год, я вполне доволен: на данный момент в карантине мы сидим без особого снижения уровня жизни, и вроде еще пару месяцев в том же режиме просидеть можем. Хотя, надеюсь, не придется, вроде более-менее в Австралии заразу начали контролировать.

О бритье

В истории товаров массового потребления и усилий маркетологов меня особо интересует один момент: как именно произошел массовый переход от двусторонних безопасных бритв (да, тех где зажимается двустороннее бритвенное лезвие) к одноразовым/многоразовым бритвам с катрирджами?

Причина простая – я недавно снова начал переодически бриться, и решил делать это именно винтажным станком с двойным лезвием. И с удивлением обнаружил, что он бреет гораздо чище и мягче чем любой картриджный станок. Ну то есть вообще не сравнить, меньше раздражения, чище бритье, куда больше контроля над происходящим. Дешевле раз в я не знаю сколько. Да, медленнее. но и только.

И придумать прямо так, с ходу, как народ заманили на картриджные бритвы я не могу. Потому что это с любой точки зрения downgrade – хуже, дороже, менее пафосно и так далее.

Единственная версия – двусторонние лезвия несколько десятилетий назад были куда менее продвинутые, чем сейчас. Потому что с тупым лезвием, конечно, бриться сущая мука, и гораздо хуже чем с тупым картриджным/одноразовым. Косвенно это подтверждается чуваками, переодически пробующими бриться лезвиями из СССР – это адов угар, красная непробритая рожа и все остальные прелести корявого лезвия. И, как дополнение, подозреваю что в первые одноразовые бритвы и кардтриджи ставили лезвия куда острее чем сейчас (а сейчас они довольно туповатые).

С другой стороны, ну ладно СССР, но в остальном-то мире лезвия нормальные были же? Японским Feather, которые типа самые острые в мире (во что я охотно верю) лет уже хрен знает сколько, да и остальные производители вроде не вчера родились.

Короче, нифига не понимаю.

Разноэ

Продолжаем публиковать всякую повседневную херню. Зачем – ну фиг знает, интересно потом будет почитать, что в исторический момент творилось.

…городок полон бабок. На улицу вылезли уж какие-то совсем хтонические персонажи: при выезде с заправки подрезал дед на ниссане 70х годов выпуска. Причем по деду видно, что он купил он его новым по поводу собственного выхода на пенсию. Куда они, суки, все собрались я не знаю, но такое ощущение, что в город некроманты приехали на гастроли.

Что я делал на улице? Я ездил за лезвиями к бритве и бритве тоже: чот меня поперло побриться опасной бритвой. Побрился, дыр в шайбе наделал немало. Сижу кровавый, прикольно.

Голоса из тель-а-визора вещают, что чалиться на домашней киче мы будем до июня. В принципе, до июня можно попробовать и дожить, хотя какой-то лютой части народа будет сильная борода.

Промыл аэрографы. Мудрая мысль – промывая аэрограф вайтспиритом, заглядывать ему в сопло на предмет “а как он там промывается” чот так себе идея. К слову чит: акриловая краска отлично смывается с аэрографа синим средством для мытья окон, главное чтобы оно с аммиаком было. Аммиак, правда, не полезен для латуни, но у меня старшему аэрографу лет 8 и чот пока ему похер.

Достал и подключил NI Maschine Mk2: раньше все времени не хватало, а сейчас самое то. Абсолютно монструозный девайс, немцы – мрачные гении. Можно было бы, конечно, догадаться и по мануалу на 1000 страниц, но все равно. Особенно впечатляет с точки зрения разработчика софта: там ЧУДОВИЩНОЕ количество всяких контекстных штук которые запомнить-то непросто, а уж тестировать полный ад. При этом все они работают без багов вообще, и имеют весьма твердую интерфейсную логику. Ну и это, конечно, лютый чит в деле написания музыки быстро.

Начал ходить в маске. Пока ничего экстремального, легкий респиратор, но люди все равно шарахаются. Из окружающих что-то поняли в основном деды и разнорабочие, простой люд как шарился без них, так и продолжает. Часть народа надевает маску на рот, оставляя нос открытым. Свидетели винни-пуха и пророка его пятачка, блин. Видимо, боятся еды.

Вспомнил, как чуть не устроил костер в мастерской: что-то делал в респираторе, а в нем запаха дыма не ощущается совершенно. Пока я это что-то делал, паяльник вовсю паял стол. Прикольно было.

О карантине

Сидим то ли вторую, то ли третью неделю в карантине, теперь уже официальном. Наружу пускают только по важным поводам, больше двух не собираться и так далее, штраф 11000$ (да, одиннадцать тысяч долларов) или пол-года тюрьмы.

Если честно, ощущается это вообще норм, лишь бы деньги не кончились раньше эпидемии. Погулять легально можно, на это собака есть, одному на велосе ездить тоже можно, а больше кроме как за едой идти некуда.

И постоянно свербит мысль: “как офигенно, что карантин в доме, а не в квартире”. Ну а чо, мастерская на 100м2 с запасом всего есть, студия и отдельный офис со своим входом есть, самогонный аппарат есть, котов запас есть. Погулять, если что, можно даже не выходя за пределы участка. Страшно сочувствую сидящим в квартирах.

Работаю, правда, даже больше обычного, но я читер, мне моя работа нравится.

О медицинских масках и короновирусе

О медицинских масках и коронавирусе.

Меня, признаюсь, крепко заебало читать про “маски не помогают от заражения, они нужны только чтобы не распространять инфекцию”. Так как я достаточно давно интересуюсь СИЗ, читаю профильную литературу и так далее, мне есть что сказать по этому поводу.

TLDR: маски очень даже помогают от заражения.

Итак, поехали.
В конце – ссылки на научные работы по соответствующей тематике, большинство есть на пабмеде. Цитирование не оксфордское, уж извините.

Сначала разберемся с методами заражения.
Примерно так начиная с середины 60х годов было довольно много исследований по поводу респираторной передачи микроорганизмов, общие выводы из них одинаковые: большинство инфекций распространяются воздушно-капельным путем на частицах слюны и слизи размером 4 и больше микрометров. При этом, для эффективного распространения необходима скорость потока воздуха 4+ метра в секунду, иначе микрокапли просто не формируются. Означает это, правильно, чихание и кашель (чих может развить поток в 150м/с, к слову). Почему это важно – потому что вся оценка биологической фильтрации пляшет от этого значения: 4мкм, или микрона. Сам размер патогена значения особого не имеет, потому что в свободном виде ему взяться неоткуда, разве что бабушка бацилл на карантин на подоконнике насушит.

TLDR; размер микрокапли для респираторной передачи – 4 микрона и выше. Чем больше капля – тем эффективнее передача.

Теперь разберемся с самим заражением.
Тут у нас появляется термин “экспозиция” – грубо говоря, как много патогена попало в организм и как далеко он попал. Общие положения – чем больше, тем выше вероятность заражения при прочих равных. Это, блядь, важный момент: инфекция штука не бинарная, одиночный вирус ваша имунносистема пережует и не подавится, молчу уж про то, что шансов долететь куда надо у него немного. Немного, потому что большая часть оседает на слизистых носа и с тем же успехом вами назад выдыхается, не успев обосноваться в клетках. Вывод – чем больше вируса вы нахватали, тем скорее вам звезда. Вот это количество вируса, зохаванного в процессе передачи и есть экспозиция.

С тем, что мы будем фильтровать разобрались, перейдем к механизмам фильтрации.
Фильтрации в СИЗ, грубо говоря, два механизма: адсорбция, и механическая фильтрация. Лучший пример тут жидкость – взвесь или раствор. Адсорбционный фильтр может отделить растворенные вещества но песок не отфильтрует. Механический задержит песок, но раствор через него весело протечет в неизменном виде.

Адсорбция, очень грубо говоря, происходит когда наполнитель фильтра химически (ну не совсем химически, но это блядь такие дебри, что ну нафиг() связывает фильтруемые вещества и не дает им херачить дальше. Простейший пример – активированный уголь, отлично фильтрующий кучу всего. Абсорбирующий фильтр имеет предел насыщения, когда адсорбент уже не может связать новые порции говнища и у него лапки. Нам адсорбция не очень интересна: адсорбирующие фильтры в случае с патогенными аэрозолями работают как фильтр механический, и не очень при этом хороший. Поэтому фильтры типа А1/АБЕК и так далее, хотя и предоставляют какую-то фильтрацию против вирусных аэрозолей, но абсолютно не оптимальны: стоят дорого, фильтруют хуже механических. Тема, вообще, интересная – пиздеть тут я могу долго и звонко, но не сейчас. И да, большинство производителей рекомендуют использовать химические фильтры с механическими предфильтрами, вот они-то как раз то что надо.

Механическая (вообще, она нихуя не механическая, но нормального перевода particulate filter нет) фильтрация, опять-таки очень грубо говоря, физически не дает частицам (аэрозоль – тоже частица в данном случае) долететь до клиента и заставляет их застрять где-то по пути. Самые примитивные механические фильтры выглядят как тупо лабиринт: большая часть достаточно крупных частиц в процессе прохождения потеряет достаточно энергии, чтобы никуда уже не лететь. В 60х годах прошлого века один умный чуваки догадался, что эффективность механической фильтрации прямо зависит от площади поверхности, которую предстоит преодолеть и запатентовал первый матерчатый фильтр гармошкой. С тех пор и поехало.

Механических фильтров есть три больших стандарта:

  1. NIOSH – американский стандарт (да, Америка и тут впереди всех) для СИЗ. Обозначаются они просто – буква N/R/P и цифра. N – не стойкие к маслу, R – немного стойкие к маслу, P – шибко стойкие к маслу. Цифра – уровень фильтрации для частиц размером 0.3 микрона: 95 – 95%, 99 – 99%, 100 – 99.97%. То есть маска N95 – это не маслостойкий фильтр, задерживающий 95% частиц 0.3мкм и больше (мы помним, что патогенный аэрозоль – 4+ мкм).
  2. APF, EN, HSE – целая гора европейских стандартов, но обозначение общее – Р1/Р2/Р3. Все они фактически аналоги американских R95, Р99, Р100 – те же проценты, все стойкие к аэрозолям и маслу. FFP3 – это тоже тут.
  3. Самое интересное. ASTM (этот американский, но почти у любой вменяемой страны есть аналог и примерно те же цифры) – стандарт чисто для хирургических и процедурных масок. Чтобы было еще более хуй пойми, они тоже обозначаются FFP1/2/3, но это другие FFP. Тут мы остановимся поподробнее.

Во-первых, стандарт на хирургические маски не рассматривает просто частицы, и описывает только эффективность фильтрации (вся фильтрация тут – только на вдох) биологических загрязнителей. То бишь аэрозольных частиц размером больше 4мкм (или микрона, я не жадный).

Во-вторых, основная разница между P1 и P3 – стойкость к жидкостям, причем измеряется она при помощи создания искусственного давления синтетической крови (!). Косвенным образом это еще влияет на стойкость маски при увлажнении, Р1 гораздо хуже работает в влажном виде, чем Р3 (и менять её надо чаще – хирургические маски меняются или при загрязнении, или при намокании).

Теперь, еба, самое интересное: для того, чтобы медицинская маска могла называться медицинской маской, она должна фильтровать 95% (для FFP1) или 98% (для FFP2/3) биологических частиц. То бишь обеспечивать почти полную от них защиту. На вдох, и для носителя маски. Для самых недогадливых – охуеть как помогать не заразиться.

Тут есть одна оговорка: почти все характеристики фильтрации и прочего – они для конкретно фильтра маски, не для надетого изделия в процессе использования. Реальные цифры защиты для пользователя будут, конечно, меньше – тут у нас появляется человеческий фактор, влияние удобства маски и так далее. Но это зависит уже главным образом от юзера – все, что маска может сделать она делает, и делает это хорошо.

Теперь у нас есть интересная ситуация: нормальные процедурные и хирургические маски явно могут защищать от заражения, их явно используют вполне здоровые доктора и большая часть этих докторов все еще здорова. Вопрос – какого хуя нам твердят о неэффективности масок?

Вопрос сложный. Для его ответа нефигово вспомнить, что рекомендации не носить маски здоровым людям пошли от ВОЗ (а далее от местных служб здравоохранения) подозрительно недавно, а именно в тот момент, когда уже было понятно что в Китае жопа, население в панике раскупило маски и врачам может и не достаться. Идея тут понятная, если все врачи заболеют, то вообще звезда, но честной её назвать весьма непросто. И последствия у неё хуевые: куча народу с одной извилиной, увидевшие маски позавчера и ничего о них не знающие в пене у рта доказывают, как сильно они не работают. Почему они работают против заражения других, когда патоген вылетает из носителя со скоростью под 100м/с, и перестают работать, когда надо фильтровать этот же патоген, с таким же размером аэрозоля и гораздо меньшей энергией ответить из них мне еще никто не смог.

Отсюда выводы:

  1. Медицинские маски помогают. Очень.
  2. Насколько именно – во многом зависит от юзера, прилегания маски и так далее. К слову, нормальные медицинские маски обычно имеют проволоку внутри верхнего шва, позволяющего добиться прилегания вокруг носа
  3. Любое уменьшение экспозиции – на благо. Даже маска из сетки рабица даст какую-то защиту, хотя вряд ли значимую.
  4. Маски носить не западло. Страны с культурой ношения масок в данный момент значительно лучше справляются с эпидемией, чем запад.

Ну и традиционно, немного чтива:

  1. https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/2749214 – большое экспериментальное сравнение эффективности N95 масок с медицинскими масками. Спойлер – разница статистически несущественная.
  2. The Transmission of Respiratory Infections, Hare – базовый труд по определению размера и механизма респираторной передачи инфекций
  3. Experiments on the spread of colds, Buckland, Tyrell – пример предметного исследования механизмов передачи.

Зарисовки из жизни

…Uber Eats прислал промо-код на 30$, заказал детям еды. Приехал индус, встал на другой стороне дороги метрах в 300.

Ну ок, чо, я ему написал чтобы разворачивался и ехал туда, куда надо доставить. Приехал недовольный индус, предъявил, что номер дома непонятен. На вопрос: “если тебе, падла, номер дома непонятен, то какого хера ты остановился в строительной зоне где ни одного дома нет вообще” – ответа я не получил.

Люблю быкующих по беспределу индусов: они крайне забавно стухают, если быкануть в ответ. Вот прям по глазам видно, как до человека доходит, что он не дофига прав и при этом только что наехал на лысого чувака с злой рожей, на голову выше, гаечным ключом в руке (решил заодно в машину отнести) и килограм на 60 тяжелее.

Обновки: Huion

Чо, графический планшет. От фирмы с удивительным названием “Хуйон”.

Предмет нынче довольно редкий и постепенно становящийся очень нишевым: обычным пользователям абсолютно непонятно зачем и вообще: “есть же айпад”, хотя на айпаде они никогда ничего не рисовали.

Айпад, конечно, есть. И даже волшебный карандаш к нему есть – весьма шибанутое устройство, надо сказать, но совершенно фантастически работающее, если надо что-то нарисовать.

Одним айпадом жив не будешь, поэтому вот. Основное свойство прибора – то, что это не Ваком. Проклятые сектанты держали монополию на планшеты хер знает сколько лет, и похоже в последнее время им приходится сложнее: на рынок вышли китайцы Huion & XP Pen. Про вторых ничего не знаю – а вот хуйон прям зашибись. При почти всех фичах и рабочей площади большого интуоса стоит он раза в три дешевле, причем собран как минимум не хуже. При этом именно при рисовании разница вообще неощутима. У меня, правда, нет большого интуоса, есть только маленький про, но общую идею уловить не сложно.

Офигенная штука. И стоит копье.

PS: стол убрал только что. И да, у меня три так или иначе мыши.

О внезапных квестах.

Казалось бы, с компьютерными детальками щас все хорошо: дофига выбора, качество давно уж приличное у всех и так далее.

Как бы не так. Если кому-то хочется утех – попробуйте найти и купить приличный USB-hub с внешним питанием. Требования минимальны: нормальная работа и все.

Пассивных хабов – жопой жуй. Пассивных “все в одном” с HDMI, сетью и прочей херней – жопой жуй. Активных хабов на 4+ порта с нормальным питанием не то что нормальных, никаких нет.

Когда все-таки выясняется, что они есть, начинается второе действие марлезонского балета. Потому что стоят они как-то достаточно бездуховно, при том что все варианты сугубо китайские.

(здесь надо сделать лирическое отступление, и отметить, что китайский orico, ugreen & anker весьма приличные люди)

Старческоэ

Так как я, сука такая, состарился, теперь переодически буду писать про разную старческую херню. Вот мог ли я подумать, что в 20 лет меня будет интересовать вопрос, какая газонокосилка лучше?

Мог бы! Газонокосилки – это прикольно. Почти как мотоцикл, только не холодно, не жарко и ехать никуда не надо.

Это я вчера собрал все купленные за последние лет пять триммеры с леской, посчитал, сколько я на них потратил и сколько гемороя испытал пытаясь их завести, реанимировать и так далее, плюнул и купил commercial-grade хонду. Как и положено, испытал офигение, выражающееся в вопросе “почему я не сделал это раньше”.